|
|
оперативный дежурный
ГКУ МО "Мособлпожспас"
(495) 557-69-43
т/ф (498) 553-87-57
помощник оперативного дежурного
8(495) 557-69-42
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ГКУ МО "Мособлпожспас"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ
возможных чрезвычайных ситуаций на территории Московской области на 2023 год
|
|
|
Прогноз подготовлен на основе данных ФГБУ ИЗМИРАН, ФГБУ «Центральное УГМС»,
ФГБУ «ГИДРОМЕТЦЕНТР РОССИИ», информационных ресурсов Gismeteo.ru, ФБУ «Авиалесоохрана» и данным космического мониторинга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогноз возможного возникновения ЧС природного характера на территории Московской области на 2023 год. |
|
|
|
Сроки установления ледостава и среднемноголетние сроки вскрытия рек. |
На реках и водоемах Московской области ледяной покров сохраняется до 4-5 месяцев в году. Ледостав обычно наблюдается с середины ноября по конец декабря, а вскрытие рек — первая–вторая декада апреля. Половодье длится около 2 недель.
Толщина льда в зимний период доходит до 0,8 м. Ледоход в разные годы
от 2 до 10 дней.
Весеннее половодье является фазой водного режима рек, на которую приходится основное количество годового стока. Формирование половодья происходит в условиях относительно устойчивого зимнего режима, в отдельные годы (как 2008, 2009), довольно часто прерываемого оттепелями.
Потепления не приводят к значительному поверхностному стоку. Выдающиеся половодья формируются при наличии больших запасов воды в снеге
(в 1.5-2 раза больше нормы), в условиях устойчивой холодной зимы без оттепелей,
в результате дружного снеготаяния и большого количества осадков
в период половодья. Подъем уровня воды происходит быстро и интенсивно.
На р. Оке интенсивность изменения уровня достигает 175 см/сут. на подъеме
и 150 см/сут. на спаде половодья (при средних, соответственно, 29 и 36 см/сут.). Весенний подъем уровня воды в годы высоких половодий сопровождается выходом её на пойму. Продолжительность затопления поймы в бассейне р. Оки колеблется
от 1 до 5-15 дней. Продолжительность половодья на реках бассейна Оки - 28-55 дней. |
Вероятность подтоплений населенных пунктов и объектов экономики в результате весеннего половодья и снеготаяния
|
Как показывают данные многолетних наблюдений, в период весеннего половодья с апреля по май, когда подъём уровней воды на водных объектах наиболее опасен, существует вероятность подтопления части территорий муниципальных образований Московской области.
В 2022 году произошло 17 подтоплений (справочно: подтопление низководного моста в Волоколамском г.о.; подтопление низководного моста
в Можайском г.о.; подтопление низководного моста в г.о. Истра; подтопление
6 садовых некоммерческих товариществ в г.о. Воскресенск: 70 приусадебных участков в СНТ «Пенсионер», 30 приусадебных участков в СНТ «Нерское»,
30 приусадебных участков в КП «Золотая подкова», 12 приусадебных участков
в СНТ «Автомобилист», 13 приусадебных участков в СНТ «Восточное»,
10 приусадебных участков в СНТ «Колыберево»; подтопление 20 приусадебных участков в СНТ «Сирень», Богородского г.о.; подтопление 2 садовых некоммерческих товариществ в г.о. Солнечногорск: 20 приусадебных участков
в СНТ «Калина», 10 приусадебных участков в СНТ «Чайка»; подтопление
4 приусадебных участков в г. Железнодорожный, г.о. Балашиха; подтопление
10 приусадебных участков в д. Сандарово, г.о. Чехов; подтопление 10 приусадебных участков в СНТ «Локомотив», г.о. Клин; подтопление 2 садовых некоммерческих товариществ в г.о. Электросталь: 30 приусадебных участков в СНТ «Фрязево»,
5 приусадебных участков в СНТ «Любитель»; подтопление 2 садовых некоммерческих товариществ в Дмитровском г.о.: 13 приусадебных участков в СНТ «Сельмаш», 12 приусадебных участков в СНТ «Дубки-2»; подтопление 2 садовых некоммерческих товариществ в г.о. Протвино: 29 приусадебных участков в СНТ «Скала-1», 23 приусадебных участка в СНТ «Скала-3»; подтопление 6 приусадебных участков в СНТ «Озон», Сергиево-Посадского г.о.; подтопление прогулочной зоны набережной р. Клязьма, Орехово-Зуевского городского округа в районе
ул. Мадонская, г. Орехово-Зуево; подтопление 10 участков автомобильных дорог
в г.о. Луховицы; подтопление 1 участка автомобильной дороги в Волоколамском г.о.; подтопление 1 участка автомобильной дороги в Можайском г.о.).
На территории Московской области зоны потенциального затопления в случае высоких паводков на реках находятся в пределах пойм рек Ока, Москва, Клязьма,
а также малых рек Нары, Рузы, Ламы, Истры, Лоби, Бол. Сестры и нескольких более мелких.
Половодье и паводки наиболее вероятны на территории городских округов: Богородский, Волоколамский, Воскресенск, Дмитровский, Домодедово, Истра, Кашира, Клин, Коломенский, Красногорск, Ленинский, Лосино-Петровский, Луховицы, Можайский, Мытищи, Наро-Фоминский, Одинцовский, Павловский Посад, Раменский, Рузский, Сергиево-Посадский, Серпухов, Солнечногорск, Ступино, Талдомский, Химки, Чехов и Щелково.
К негативным последствиям влияния температурных изменений
на обстановку в районах водохранилищ относится: возможное подтопление населенных пунктов, увеличение длины полыньи в нижних бьефах с ухудшением климатических условий по берегам (увеличение влажности воздуха, повторяемости туманов, ухудшение видимости), повышенное образование шуги, возможные зажорные явления на участках рек ниже полыньи, появление трещин и разводий
на льду водохранилищ.
Безопасный пропуск весеннего половодья через Москворецкие водохранилища будет определяться согласно решению Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы водохранилищ ФГБУ «Канал имени Москвы».
В летний период возможен риск маловодья рек в городских округах Богородский, Волоколамский, Воскресенск, Дмитровский, Домодедово, Истра, Кашира, Клин, Коломенский, Красногорск, Ленинский, Лосино-Петровский, Луховицы, Можайский, Мытищи, Наро-Фоминский, Одинцовский, Павловский Посад, Раменский, Рузский, Сергиево-Посадский, Серпухов, Солнечногорск, Ступино, Талдомский, Химки, Чехов и Щелково.
В летне-осенний период подвержены затоплению и подтоплению участков, домовладений и других форм собственности на территории Московской области паводковыми водами в результате прохождения обильных дождевых осадков городские округа: Истра, Наро-Фоминский, Одинцовский, Красногорск, Можайский, Сергиево-Посадский, Рузский, Клин, Солнечногорск, Талдомский, Щелково, Чехов, Ленинский, Павловский Посад, Волоколамский, Домодедово, Мытищи, Химки, Раменский, Воскресенск, Лосино-Петровский, Дмитровский, Богородский, Серпухов, Люберцы.
Прохождение весеннего паводка на территории Московской области прогнозируется в пределах среднемноголетних значений. Чрезвычайные ситуации, обусловленные прохождением весеннего половодья, не прогнозируются.
Наиболее точный прогноз развития обстановки во время весеннего половодья будет возможен лишь после получения в конце зимы 2022-2023 гг. информации об оценке сформировавшихся к тому времени запасов снега и об особенностях погодных условий, ожидаемого гидрологического режима рек в весенний период |
|
Вероятность подтоплений населенных пунктов и объектов экономики в результате дождевых, снегодождевых паводков, сильных и очень сильных осадков |
Для территории Московской области характерно прохождение глубоких циклонов с выпадением осадков высокой интенсивности, которые могут продолжаться в течение нескольких суток. К наиболее опасным последствиям сильного дождя по уровню возможного ущерба относятся дождевые паводки, которые приводят к затоплению больших территорий с находящимися там населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными объектами, посевами различных культур. Переувлажнение почвы на склонах, связанное
с дождями, способствует развитию и активизации оползневых процессов.
В равнинных районах развиваются такие негативные процессы, как береговая эрозия на реках, чреватая разрушением мостов и других объектов,
и оврагообразование.
В периоды обильного выпадения осадков на территории Московской области, были зафиксированы локальные случаи подтопления территорий
и жилых домов, в разных муниципальных образованиях, по причине недостаточной подготовки водоотводящих коммуникаций.
Так в 2020 году на территории Московской области за летне-осенний период произошло два подтопления территорий в результате обильных осадков:
1) В период с 28.05.2020 по 02.06.2020 в результате неблагоприятных погодных явлений, связанных с выпадением обильных дождевых осадков
на территории Московской области произошло подтопление в 27 муниципальных образованиях (21 н.п., 83 СНТ), было подтоплено 1948 приусадебных участков,
160 частных домов, 8 участков дорог и 3 автомобильных моста.
2) С 11.00 08.07.2020 в связи с прохождением на территории Московской области грозового фронта (в период с 8 по 13 июля), сопровождающегося ливневыми дождями высокой интенсивности, поступили сообщения
о подтоплении в 8 муниципальных образованиях (12 СНТ, 1 ДНП, 8 н.п.)
699 дачных участков, 239 дачных домов, 29 частных жилых домов (в том числе произошёл смыв 2 ветхих частных одноэтажных деревянных домов и 1 хоз. постройки), перелив 10 участков автомобильных дорог (из них 4 с повреждением дорожного полотна) и 1 автомобильного моста.
В 2022 году локальных случаев подтопления территорий
и жилых домов, в разных муниципальных образованиях, по причине недостаточной подготовки водоотводящих коммуникаций не зафиксировано. Чрезвычайных ситуаций, обусловленных выпадением осадков высокой интенсивности, в 2023 году не прогнозируется.
|
Отрыв прибрежных льдов с рыбаками (в т.ч. припайного льда) на реках, водохранилищах, и происшествия на водных объектах, связанные с провалами людей и техники под лед |
Выход на лед водоема редко может быть полностью безопасен – особенно
в Московском регионе, где морозы часто чередуются с оттепелями, не давая сформироваться прочному ледяному покрову. Чаще всего в группу риска попадают рыбаки, которые игнорируют правила безопасности и выходят на едва образовавшийся или растаявший лед. Под лед проваливаются и те, кто привык сокращать себе путь по зимнему водоему, или играющие дети.
Количество и вероятность возникновения несчастных случаев, связанных
с выходом людей на лед, а так же провалом людей и техники под лед на водных объектах Московской области прогнозируется на уровне среднемноголетних показателей. |
Вероятность ЧС и происшествий, в связи с переходами огня от палов сухой растительности и природных пожаров на населенные пункты и объекты экономики |
Среднестатистические сроки пожароопасного периода на территории Московской области – с апреля по ноябрь. Среднее количество очагов (без учета 2010 года) составляет порядка 250 – 300 очагов за период. Средняя площадь одного очага природного пожара составляет 0,7 га.
Распределение числа пожаров по лесничествам неравномерное. Больше всего пожаров ежегодно фиксируется в Луховицком, Ногинском, Орехово-Зуевском
и Шатурском лесничествах Московской области.
Количество и площадь природных пожаров в 2023 году прогнозируются
на среднем многолетнем уровне или выше (от 250 до 350 очагов на общей площади 200-600 га).
Наличие на территории области лесных массивов, торфополей и дачных садоводческих объединений граждан, главным образом в восточных Мещерских районах области (Орехово-Зуевский г.о., Богородский г.о., г.о. Шатура, г.о. Егорьевск), обуславливает возникновение лесоторфяных пожаров.
Процесс развития лесоторфяных пожаров существенно зависит от погодных условий. Начало (среднегодовое) лесоторфяных пожаров – вторая декада мая. Однако на территории Московской области есть традиционно опасные районы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным.
Основные весенние пожары прогнозируются с конца апреля, преимущественно в восточных районах (г.о. Шатура, Орехово-Зуевский г.о., г.о. Егорьевск, Богородский г.о., г.о. Павловский Посад, г.о. Воскресенск), которые относятся к Шатурской зоне, характеризующейся тем, что она занимает юго-восточную часть Московской области. Основными источниками воздействия на окружающую среду является сельское хозяйство и торфоразработки.
Летняя волна пожарной активности в июне-августе пройдет по всей территории Московской области (на севере – г.о. Клин, Талдомский, Дмитровский, на западе – г.о. Можайский, на юге – г.о. Серпухов, г.о. Луховицы, на востоке – г.о. Шатура, Орехово-Зуевский г.о., г.о. Егорьевск, Богородский г.о., г.о. Павловский Посад, г.о. Воскресенск).
Достаточно высока вероятность развития торфяных (преимущественно Орехово-Зуевский г.о., Сергиево-Посадский г.о., г.о. Шатура) и лесоторфяных (преимущественно г.о. Павловский Посад) пожаров в Московской области в августе – сентябре, чему способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли, а также активизация посещения лесов (грибниками, охотниками, сборщиками ягод) и неконтролируемое сжигание сухой травы и бытового мусора детьми и жителями садово-огородных участков.
Чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами,
не прогнозируется.
Более достоверная оценка пожароопасности в 2023 году может быть дана
не ранее конца апреля (с уточнением на последующие месяцы) на основании Росгидромета об основных составляющих водного баланса на завершение снеготаяния и предположительного метеорологического прогноза температурного
и осадочного режимов. |
Вероятность ЧС и происшествий, в связи с опасными метеорологическими явлениями |
В течение рассматриваемого периода повсеместно на территории области возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными метеорологическими явлениями – сильным туманом, очень сильным ветром, сильным морозом, сильной метелью, сильными гололедно-изморозевыми отложениями, продолжительным сильным дождем, комплексом неблагоприятных явлений (сочетание двух и более одновременно наблюдающихся метеорологических (гидрометеорологических) явлений, каждое из которых в отдельности по интенсивности или силе не достигает критерия опасного явления, но близко к нему, в результате которого: погиб 1 человек и более; или получили вред здоровью
5 человек и более; или имеются разрушения зданий и сооружений; или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более; или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади
100 га и более).
На территории Московской области существует риск возникновения сильных снегопадов. Опасность сильных снегопадов связана с негативными последствиями их воздействия на хозяйственные объекты и условия жизнедеятельности населения, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с большим экономическим ущербом и человеческими жертвами. Основной ущерб связан:
с заносами на дорогах, затрудняющими движение различных видов транспорта; разрушением зданий и сооружений из-за повышенной снеговой нагрузки; нарушением энергоснабжения и связи вследствие обрывов линий электропередачи
и связи. Сильные снегопады создают условия для формирования мощных весенних половодий.
Значительный риск представляет вероятность образования заторов транспорта на автодорогах вследствие снежных заносов. Возникновение ЧС, связанных
с крупными скоплениями транспорта, наиболее вероятно в районах, по территории которых проходят трассы: Ленинградское шоссе (основные места заторов от МКАД до «Шереметьево», Солнечногорска и Клина), Щелковское шоссе (основные места заторов от МКАД до Медвежьих Озер), Минское шоссе (основные места заторов: выезд из Москвы, объезд г. Одинцово).
Существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций связанных
с очень низкими температурами воздуха. Экстремально низкие температуры серьезно ограничивают двигательную активность людей и осложняют условия их жизнедеятельности, увеличивая риск обморожений и даже гибели. Значительно возрастают расходы на отопление. Чаще всего и в наибольшей мере от сильных морозов страдают объекты жилищно-коммунального хозяйства, что создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку при авариях систем тепло-
и водоснабжения в опасности сразу оказывается большое количество людей. Увеличивается также риск чрезвычайных ситуаций на автомобильном
и железнодорожном транспорте. В сельском хозяйстве наибольший ущерб, вызванный переохлаждением приземного слоя воздуха, наносится посевам озимых культур.
В летние месяцы существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с экстремально высокими температурами воздуха. Особенно опасной является ситуация, когда аномально высокие температуры сохраняются
в течение нескольких дней и сочетаются с низкой относительной влажностью воздуха. В такие периоды увеличивается число пострадавших среди населения, количество сбоев в работе сложных производственно-технологических процессов, потери от засушливых условий в аграрном секторе (иссушение почв, гибель сельскохозяйственных культур, тепловые удары животных), а также риск пожаров.
Для территории Московской области характерно прохождение глубоких циклонов с выпадением осадков высокой интенсивности, которые могут продолжаться в течение нескольких суток. К наиболее опасным последствиям сильного дождя по уровню возможного ущерба относятся дождевые паводки, которые приводят к затоплению больших территорий с находящимися там населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными объектами, посевами различных культур. Переувлажнение почвы на склонах, связанное
с дождями, способствует развитию и активизации оползневых процессов.
В равнинных районах развиваются такие негативные процессы, как береговая эрозия на реках, чреватая разрушением мостов и других объектов,
и оврагообразование.
Выпадение интенсивных ливней обычно сопровождается сильным ветром
и достаточно часто – грозовой деятельностью и выпадением града. Все эти процессы при совместном проявлении представляют большую опасность и могут наносить значительный ущерб. В таких случаях определить каким именно опасным природным процессом вызвана чрезвычайная ситуация бывает достаточно сложно.
Чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными метеорологическими явлениями, не прогнозируется. |
Опасные геологические явления |
Оползневой процесс. В пределах Московской области оползни распространены на 14% площади. Они приурочены к склонам речных долин и оврагов, местам выхода на поверхность глинистых отложений различного возраста, междуречье Москвы и Оки. Активность развития оползневых процессов определяется условиями отработки месторождений.
Прогнозируется средняя степень активности оползневого процесса
на территории Московской области. Сохраняется вероятность активизации оползневого процесса на участках, расположенных в г.о. Ступино (Соколова пустынь), Раменский г.о. (Боршево), г.о. Красногорск (Дмитровское)
и в г. Лыткарино.
Карстово-суффозионные процесс. Развитие карстово-суффозионных процессов на территории Московской области ожидается в следующих городских округах: Подольск, Зарайск, Коломенский, Кашира, Серебряные Пруды
и Раменский. Сохраняется вероятность активизации карстово-суффозионных процессов в г.о. Серпухов и г.о. Ступино. Ожидаемая степень активности карстово-суффозионного процесса – низкая.
Овражная эрозия. На территории Московской области ожидается активизация процессов овражной эрозии на территории городских округов: Подольск, Ленинский, Домодедово и Воскресенск. Ожидаемая степень активности овражной эрозии – низкая. Вдоль берегов р. Ока, р. Москва наблюдается ветровая эрозия (осыпание склонов). Воздействие на земли сельскохозяйственного назначения возможно на территории Ленинского городского округа.
Положение уровня грунтовых вод характерно средней многолетней глубине
с отклонением на 10% многолетней амплитуды. |
Параметры биолого-социальной обстановки на территории Московской области в 2023 году |
Эпидемиологическая обстановка |
На начало 2023 г. (январь-февраль) прогнозируется эпидемиологический подъем заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (2019–nCoV), ОРВИ, сезонным гриппом, который предположительно, будет затяжным и продлится
до начала весны. Наиболее подверженными указанным заболеваниям будут возрастные группы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста,
а также лица пожилого возраста, не охваченные профилактическими прививками.
В группу риска также входят преподаватели учебных заведений, медицинский персонал, работники торговли, транспорта, сферы услуг. ОРВИ и грипп, предположительно, составят около 70% от всей инфекционной и паразитарной заболеваемости. Эпидемиологический уровень заболеваемости прогнозируется
на территориях с неблагополучной тенденцией снижения количества привитых,
а также при наличии большого потока приезжих (аэропорты, ж/д вокзалы), в том числе из неблагополучных по гриппу городов и регионов.
Наиболее вероятная причина возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера – возможное возникновение вспышек острых кишечных инфекций (ОКИ) и вирусного гепатита А. Сезонный рост заболеваемости ОКИ,
в том числе дизентерией, сальмонеллезом, а также вирусным гепатитом А следует ожидать с мая по ноябрь, наиболее вероятные причины заболеваний – микробиологическое загрязнение источников водоснабжения и нарушения санитарного законодательства при производстве, хранении и реализации пищевой продукции. |
Заболевания, общие для человека и животных |
В летний и осенний период, в связи с пребыванием жителей в местах отдыха (парках, лесах, загородной зоне), а также вовлечением населения
в сельскохозяйственное производство и огородничество, возможен сезонный рост заболеваемости природно-очаговыми инфекциями – клещевым энцефалитом, боррелиозом, бешенством и геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС). Причина – сохранение естественных резервуаров (переносчиков) инфекции в природной среде. После зимовки стартовая весенняя численность мелких мышевидных грызунов, прежде всего рыжей полевки – основного переносчика ГЛПС в Подмосковье, может оказаться средней, за счет зверьков, перезимовавших
в скирдах соломы на полях и в частных подворьях, поэтому эпидемиологическая обстановка по ГЛПС может усложниться, вследствие расселения грызунов
по полям, в лесах и населенных пунктах сельской местности. Наибольший процент заболеваний ГЛПС дадут очаги лесного и бытового типов. Укусы людей клещами будут отмечаться при посещении природных биотопов (парков, лесов и др.) с конца апреля - начала мая по сентябрь-октябрь, при среднесуточной температуре воздуха выше +10оС, сезонные пики активности клещей в мае и в августе - начале сентября, второй пик ожидается менее выраженным вследствие проведения плановых акарицидных (противоклещевых) обработок открытых территорий. Заболевания, передающиеся через укусы клещей – вирусный клещевой энцефалит и боррелиоз, наиболее вероятны с июня по октябрь и сохранятся на уровне 2022 г. |
Эпизоотическая обстановка |
В Московской области сохраняется эпизоотическая обстановка
по заболеванию бешенством.
Наибольшему риску выявления новых очагов бешенства животных подвержены территории следующих городских округов: Балашиха, Богородский, Волоколамский, Воскресенск, Дмитровский, Домодедово, Егорьевск, Жуковский, Кашира, Клин, Коломенский, Красногорск, Ленинский, Лотошино, Луховицы, Люберцы, Можайский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Орехово-Зуевский, Павловский Посад, Раменский, Рузский, Серебряные Пруды, Солнечногорск, Ступино, Щелково, Электросталь.
Осуществляется контроль, за мероприятиями по ликвидации
и предотвращению распространения АЧС на территориях Московской области.
Наибольшему риску выявления новых очагов африканской чумы свиней подвержены территории г.о.: Кашира, Серебряные Пруды, Сергиево-Посадский, Рузский, Волоколамский, Клин, Наро-Фоминский и Лотошино.
Риск распространения АЧС связан со следующими факторами:
- отсутствием единой федеральной/межведомственной программы
по ликвидации заболевания;
- запаздывание с постановкой диагноза;
- межхозяйственные, транспортные связи и практика скармливания животным пищевых отходов;
- проблемы в обеспечении режима биологической защиты свиноводческих предприятий;
- проблема утаивания информации о случаях заболевания/падежа животных как в ЛПХ, так и на промышленных свинокомплексах. |
Фитосанитарная обстановка |
По данным ФГБУ «Центральное УГМС» в третьей декаде ноября озимые зерновые и многолетние травы находились в состоянии покоя. Продолжалась вторая фаза закалки растений (накопление сахаров). Условия для закалки растений и подготовки их к зимовке были в целом удовлетворительные. Минимальная температура почвы на глубине узла кущения опускалась до -1…0°С. Опасных агрометеорологических явлений, которые могли бы вызвать повреждение растений, не наблюдалось.
Таким образом, ЧС, обусловленных фитосанитарной обстановкой,
на территории области в 2023 году не прогнозируется. |
|
|
|
|
|
Прогноз возможного возникновения ЧС техногенного характера на территории Московской области на 2023 год
|
На территории Московской области в 2023 году прогнозируется
5-10 чрезвычайных ситуаций преимущественно техногенного характера (локального и муниципального уровней).
Наиболее вероятная причина возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций – аварии на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы), а также авиационные катастрофы. Вероятны ЧС, обусловленные взрывами (в том числе
с последующим горением) и (или) разрушениями (обрушениями) в зданиях
и сооружениях.
Практически ежегодно в определенные периоды происходит существенный рост отдельных видов техногенных ЧС:
- аварии на автомобильном транспорте – в периоды резких изменений погодных условий (понижение и повышение температуры, гололедные явления, сильные осадки, туманы);
- аварии на воздушном транспорте – наибольшее количество ЧС характерно для летнего периода;
- взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушения (обрушения) в зданиях и сооружениях – с октября по май;
- аварии на системах жизнеобеспечения населения – с октября по апрель;
- аварии с разливом (выбросом) нефти и нефтепродуктов – с ноября по май. |
Вероятность ЧС, связанных с авариями на электроэнергетических
и коммунальных системах жизнеобеспечения до межмуниципального уровня
и связанных с авариями на электроэнергетических и коммунальных системах регионального и выше уровней |
На объектах жилищно-коммунального хозяйства прогнозируются
0-2 чрезвычайные ситуации. Ведущими факторами аварийности в системе жилищно-коммунального хозяйства являются высокий износ инфраструктуры
и нарушение правил эксплуатации систем и оборудования, а также воздействие опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
Предпосылками возникновения аварий на объектах ЖКХ являются:
- значительное возрастание нагрузок на системы электроснабжения в холодное время года;
- тяжелые условия эксплуатации технологического оборудования при больших перепадах температуры;
- деформация грунтов при их промерзании и оттаивании;
- скопление большой массы снега на конструкциях.
Аварийные ситуации могут возникнуть и на системах энергоснабжения (трансформаторных подстанциях, распределительных пунктах, воздушных линиях высокого и низкого напряжения) городов и населенных пунктов области в летнее время года (обрыв и перехлест воздушных линий электропередач, короткие замыкания, повреждение опор воздушных линий электропередач) из-за сильного ветра, гроз, ливневых осадков и лесных пожаров, а в осеннее и зимнее время года из-за сильного ветра, ледяных дождей, падения деревьев на линии электропередач.
Особое внимание следует уделить на городские округа: Волоколамский, Наро-Фоминский, Шаховская, Лотошино, Клин, Чехов, Щелково и Долгопрудный.
|
Вероятность ЧС и происшествий, связанных с обрушениями элементов конструкций зданий, сооружений и транспортных коммуникаций |
Максимальное количество техногенных чрезвычайных ситуаций в 2023 г.
(от 1 до 5) будет обусловлено взрывами (в том числе с последующим горением)
и (или) разрушениями (обрушениями) в зданиях и сооружениях.
Основной причиной взрывов является нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов, хранение легковоспламеняющихся жидкостей и взрывчатых веществ.
Особое внимание следует обратить на следующие городские округа Московской области: Богородский, Мытищи, Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский, Серпухов, Ступино, Химки.
Разрушения (обрушения) в зданиях, сооружениях и транспортных коммуникациях могут быть вызваны ошибками, допущенными при проектировании, отступлениями от проекта при проведении строительных работ, нарушениями правил монтажа сооружений, использованием недоброкачественных строительных материалов, а также вследствие возникновения избыточной снеговой нагрузки. Одной из причин обрушения (разрушения) зданий и сооружений часто является несогласованная перепланировка без учета особенностей строительной конструкции дома. |
Вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с затруднением движения на автодорогах в зимний и весенне-летний период. |
Сохраняется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций
в результате аварий на автомобильном транспорте. Предпосылки - низкая квалификация водителей автотранспорта (более 80% дорожно-транспортных происшествий), воздействие неблагоприятных метеорологических явлений, рост объемов перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
В 2023 году прогнозируется 1 - 3 чрезвычайных ситуаций, связанных
с автомобильным транспортом, в том числе при перевозке опасных грузов.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий ожидается
в период с мая по октябрь, что связано с сезонным увеличением числа транспортных средств, используемых физическими лицами.
Причинами возникновения ЧС являются:
- несоблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств (несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил проезда железнодорожных переездов, нарушение требований дорожных знаков и линий разметки);
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
- управление транспортным средством без учета погодных и дорожных условий;
- низкая квалификация водителей грузового и пассажирского автотранспорта;
- неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети.
В зимние месяцы будет возрастать степень тяжести последствий аварий (опрокидывание, вылет автотранспорта в кювет, столкновение двух и более автомобилей), предпосылки – комплекс неблагоприятных погодных явлений (резкие изменения погоды, туманы, сильные снегопады, метели, гололед).
Возникновение ДТП наиболее вероятно на федеральных трассах:
А-103 Щелковское шоссе: г.о. Балашиха (с 24 по 25 км), г.о. Щелково (27 км); А-104 «Москва-Дмитров-Дубна»: г.о. Мытищи (24 км, 39 км), Дмитровский г.о. (47 км,
с 55 по 56 км); А-105 «Подъезд к аэропорту Домодедово»: Ленинский г.о. (22 км, 27 км), г.о. Домодедово (с 37 по 38 км, 43 км, с 180 по 181 км, с 189 по 190 км);
А-107 «Можайско-Волоколамского» направления: Одинцовский г.о. (с 16 по 17 км); А-107 «Калужско-Киевского» направления: Наро-Фоминский г.о. (19 км);
А-107 «Московское малое кольцо»: г.о. Подольск (с 200 по 201 км), г.о. Воскресенск (с 259 по 260 км), г.о. Бронницы (с 154 по 155 км), г.о. Электросталь
(с 93 по 94 км, 109 км, 120 км); Раменский г.о. (161 км, с 167 по 168 км);
А-108 МКБ: Дмитровский г.о. (2 км, с 35 по 36 км), Орехово-Зуевский г.о.
(с 192 по 193 км, 195 км, 216 км, с 230 по 231 км), г.о. Истра (513 км), г.о. Кашира (319 км); М-1 «Беларусь»: г.о. Одинцовский г.о. (с 19 по 21 км, с 27по 28 км,
с 42 по 43 км, с 50 по 51 км, с 71 по 72 км), Рузский г.о. (с 85 по 86 км);
М-2 «Крым»: Ленинский г.о. (с 25 по 26 км), г.о. Подольск (с 28 по 36 км, с 38 по 40 км), г.о. Чехов (с 58 по 59 км), г.о. Серпухов (с 87 км по 88 км);
М-3 «Украина»: Наро-Фоминский г.о. (с 49 по 52 км, 71 км);
М-4 «Дон»: г.о. Домодедово (с 32 по 35 км, 45 км), М-5 «Урал»: г.о. Люберцы (с 21 по 22 км);
М-7 «Волга»: г.о. Балашиха (21 км, 28 км), г.о. Луховицы , (32 км, с 38 по 39 км, с 43 по 45 км, 59 км), г.о. Павловский Посад (75 км);
М-8 «Холмогоры»: г.о. Мытищи (с 17 по 21 км), Пушкинский г.о. (с 26 по 30 км), Сергиево-Посадский г.о. (59 км);
М-9 «Балтия»: г.о. Истра (с 37 по 38 км, с 46 по 47 км), г.о. Красногорск (с 21 по 24 км, с 31 по 32 км);
М-10 «Россия»: г.о. Солнечногорск (34 км, с 38 по 39 км, 48 км, 65 км), г.о. Клин (70 км, с 73 по 74 км, 81 км, 83 км); а/д Р-22 «Каспий»: г.о. Кашира (129 км). |
Вероятность возникновения ЧС ситуаций, связанных с авариями
на железнодорожном транспорте в зимний период 2022-2023 гг. |
Не исключается вероятность возникновения чрезвычайной ситуации
в результате аварии на железнодорожном транспорте, на котором ежедневно перевозятся сотни тонн нефтепродуктов, технических газов, взрывчатых, химически опасных веществ, а также отходов производства. Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть нарушения технологии ремонта
и обслуживания технических средств на железной дороге и возможные столкновения пассажирских, грузовых, маневровых поездов
с автотранспортом на железнодорожных переездах, вызванные ошибками диспетчеров, халатностью и невнимательностью машинистов и водителей.
Все участки железной дороги электрифицированы. Разветвленная железнодорожная сеть области имеет 12 главных радиальных двух путных направлений (11 – Московской и 1 - Октябрьской ж/д), оборудованных автоблокировкой с электрической централизацией стрелок на станциях.
Московская железная дорога, включает в себя 11 направлений: - Горьковское, Казанское, Киевское, Курское, Павелецкое, Рязанское, Рижское, Савеловское, Смоленское, Ленинградское и Ярославское.
Прогнозируется возникновение аварий на ж/д транспорте в первую очередь
в Можайском г.о., Одинцовском г.о., (Белорусское направление РЖД), г.о. Красногорск, г.о. Истра, Волоколамский г.о. (Рижское направление РЖД), г.о. Солнечногорск, г.о. Клин (Ленинградское направление РЖД), г.о. Подольск, г.о. Чехов, (Курское направление РЖД), г.о. Люберцы, Раменский г.о., г.о. Луховицы (Казанское направление РЖД), Наро-Фоминский г.о. (Киевское направление РЖД), г.о. Ступино, г.о. Кашира (Павелецкое направление РЖД), Дмитровский г.о. (Савеловского направления РЖД), г.о. Мытищи, Сергиево-Посадский г.о., г.о. Щелково (Ярославского направления РЖД), г.о. Воскресенск (Рязанского направления РЖД) (причина - загруженность ж/д транспорта на данных участках железнодорожных путей сообщения).
В 2023 году возможно возникновение от 0 до 1 аварии. |
Вероятность возникновения ЧС ситуаций, связанных с авариями
на авиационном транспорте |
В Московской области — три крупных пассажирских аэропорта, имеющих статус международных — Шереметьево (с четырьмя терминалами), Домодедово
и Жуковский. Крупнейший военный аэродром — Чкаловский близ города Щёлково, кроме военных способен принимать и гражданские рейсы (имеется полная инфраструктура). Через аэропорты Московского узла осуществляется более 73 % пассажирских и свыше 23 % грузовых авиаперевозок Российской Федерации.
Основные причины аварийности на воздушном транспорте – моральное
и физическое старение парка воздушных судов, ухудшение качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники, снижение требований к безопасности полетов, ошибки пилотирования воздушных судов.
Прогнозируется возникновение авиационных происшествий и аварий
на воздушных судах на территории области:
- Международный аэропорт Шереметьево им. А.С. Пушкина
(АО «Международный аэропорт Шереметьево») — один из крупнейших российских аэропортов по количеству регулярных международных перевозок. Местонахождение: г. Химки.
- Международный аэропорт Домодедово им. М.В. Ломоносова –
(ООО «Международный аэропорт «Домодедово»). Крупнейших российский аэропорт по количеству регулярных международных перевозок. Местонахождение
г. Домодедово.
- Международный аэропорт «Жуковский». Местонахождение: Московская область, г. Жуковский.
- Аэродром «Чкаловский». Местонахождение: г.о. Щелково.
- Аэродром «Кубинка». Местонахождение: Одинцовский г.о..
- Аэродром «Крутышки». Местонахождение: г.о. Ступино.
- Аэродром «Мячковские Авиационные услуги». Местонахождение:
Раменский г.о..
- Аэропорт воинской части 62632. Местонахождение: г.о. Клин.
- Аэропорт «Коробчеево». Местонахождение: г.о. Коломна, населенный пункт: с. Коропчеево.
- Аэродром «Дракино». Местонахождение: г.о. Серпухов.
- Аэродром «Волосово». Местонахождение: г.о. Чехов, дер. Волосово.
- Аэродром «Алферьево». Местонахождение: Волоколамский г.о.,
дер. Алферьево.
На территории Московской области находится 94 вертолетные площадки.
В 2023 году возможно возникновение от 0 до 3 аварий. |
|
|
Вероятность возникновения ЧС ситуаций, связанных с выбросом, сбросом опасных химических веществ |
Учитывая большое количество химически опасных объектов на территории области, сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций
с аварийным выбросом (разливом) химически опасных веществ. Аварии возможны на хранилищах АХОВ и при ведении технологических процессов (источники заражения – технологические емкости и реакционные аппараты). В 2023 году возможно возникновение от 0 до 2 аварий. |
Вероятность возникновения ЧС, связанных с авариями на грузовых, пассажирских судах и судах рыбной промышленности |
На территории Московской области прогнозируется вероятность возникновения происшествий, связанных с нарушениями в работе судоходства
на пассажирских, грузовых и маломерных судах (гидроциклы, водные мотоциклы, моторные лодки и т.п.). Возможно возникновение случаев посадки судов на мель, крушения судов с розливом нефтепродуктов, а также увеличение количества происшествий, связанных с гибелью людей на водных объектах Московской области. Наибольший риск возникновения аварийных ситуаций возможен
на территории городских округов: Воскресенск, Коломна, Кашира, Серпухов, Дубна (река Волга), (причины: несоблюдение мер безопасности на воде, нарушение правил судоходства, личная неосторожность).
В 2023 году прогнозируется 0-1 чрезвычайная ситуация, связанная
с авариями на водном транспорте, в том числе с розливом нефтепродуктов.
Вероятность возникновения ЧС на магистральном трубопроводном транспорте (нефте- газо- продуктопроводы) |
Опасность чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на объектах добычи, переработки, транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов, определяется их износом, нарушениями правил безопасности и технологических процессов при добыче, переработке, транспортировке и хранении нефти
и нефтепродуктов. Также причинами возникновения ЧС, могут стать несанкционированные врезки и недостаточная организация безопасности около трассовых сооружений нефтепроводов, механические повреждения нефтепроводов, коррозия или низкое качество нефтепроводов).
В 2023 году возможно возникновение от 0 до 1 аварии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|