|
В воскресенье, 11 июня, заместитель начальника пожарно-спасательной части №293 ГКУ МО «Мособлпожспас» Алексей Ботин занял 3 место в номинации «Снайпер 149,99» на соревнованиях по автозвуку «Три струны», которые проходили в Рязани. Участникам давался трек, при воспроизведении которого в течение 60 секунд нужно было удерживать звук максимально близко к 149,99 децибел. Алексей Ботин приблизился к заданной частоте предельно близко, его результат 149,97 дБ. Копилка наград работника ГКУ МО «Мособлпожспас» пополнилась еще и в прошлые выходные. 3 июня на соревнованиях по автозвуку в городе Касимове Рязанской области в номинации «звуковое давление» он занял 1 место с результатом 160,67 дБ.
Алексей Ботин более десяти лет занимается автозвуком – весьма популярным у автомобилистов направлением тюнинга, представляющим собой целую науку о характеристиках компонентов, строении и составе аудиосистемы автомобиля. На сленге автозвука он SPL-щик, то есть спортсмен, участвующий в соревнованиях по звуковому давлению («SPL» в переводе с английского означает «максимальное звуковое давление»). Сейчас его уровень уже можно назвать профессиональным, учитывая завоеванные многочисленные награды соревнований и доверие производителей автозвука. А начиналось все, как и у многих молодых людей, с простенькой аппаратуры, которая была установлена в купленный на армейскую зарплату ВАЗ-21099. «Я служил срочную в Севастополе на корабле, - рассказывает Алексей. - Зарплата была хорошая. Деньги отправлял домой, и вернувшись, сразу купил машину. На заработанные уже на гражданке деньги захотелось музыку в машину, покачественнее, погромче, чтобы было побольше низких частот. Так у меня появился первый самый простенький сабвуфер (динамик, предназначенный для воспроизведения низких частот – ред.)».
Но более активно наш герой начал развиваться в этом направлении, когда появилась другая машина, ВАЗ-2114. На нее Алексей поставил два пятнадцатидюймовых сабвуфера, усилитель, короб, подиумы (конструктивные элементы, которые через динамик прикручиваются к металлу двери и обеспечивают установку динамика под нужным углом – ред.)».
В 2018 году была собрана уже более громкая система. «С ней я впервые поехал на дворовые соревнования в Электросталь, - рассказывает Алексей, - и сразу занял третье место. Это были четыре пятнадцатидюймовых сабвуфера в оформлении «гроб» (короб больших размеров, от крышки багажника до передних сидений, высота не выше начала остекления автомобиля – ред.). Тогда я только начал входить в тему соревнований, и мне хотелось завоёвывать кубки, а не просто кататься ради развлечения. Поэтому я решил больше не растрачиваться на соревнования, а сосредоточиться на подготовке к следующему сезону. Но когда машина была собрана, с ней случилось несчастье: она попала в ДТП, не по моей вине. Так что по-настоящему громкое звуковое оформление я собрал в багажнике уже другого автомобиля».
Задача участников SPL-соревнований при соблюдении определенных правил - воспроизвести максимум звука. Измерение проводится на разных частотах, мощность определяется в децибелах. Для успешного выступления на соревнованиях важно не только приобрести хорошую аппаратуру, но и должным образом подготовить автомобиль. При этом и голова, и руки у спортсмена (если он будет делать все сам) должны быть на месте, так как потребуются хорошие теоретические знания (в первую очередь, физики и геометрии) и практические навыки. «Первоначально выполняется виброизоляция отдельных частей кузова, потому что каждая из них по-разному вносит эффект в итоговый результат, - рассказывает Алексей. - Для того чтобы показать максимально возможный результат, необходимо проводить очень много тестов с виброизоляцией - клеить, замерять. Если уходишь в минус – нужно наоборот отрывать. Следует также учитывать, что при большой мощности звука кузов автомобиля входит в резонанс с сабвуферами и становится подвижным. В результате может потрескаться лобовое стекло, так как основное давление приходится на него, там стоит датчик. И на металле образуются трещины. Для прочности кузов укрепляют виброизоляцией, устанавливают ребра жесткости, усиливают каркас. Степень упрочнения зависит от класса, в котором участвуешь. Я тоже однажды на соревнованиях лишился лобового стекла, поэтому пришлось усилить кузов распоркой. Теперь центральная часть крыши в моем автомобиле, которая находился ближе всего к лобовому стеклу, завязана с полом стальной трубой».
Процесс расчета и сборки спортивной системы напоминает создание гоночных автомобилей «Формулы-1», в которых все решают самые мелкие моменты сборки. До каждого такого момента спортсмен доходит путем глубокого анализа, поэтому никто из них не любит делиться секретами с остальными. Впрочем, за те результаты, которые они выдают на соревнованиях, им можно это простить. Ведь достигнув высокой планки, каждый последующий децибел дается огромным трудом. У Алексея Ботина с его десятью двенадцатидюймовыми сабвуферами самый высокий официальный результат – 161 децибел среднего за минуту на частоте 35 Гц в классе «Сток стена». По мощности его можно сравнить с преодолением истребителем сверхзвукового барьера. По «гаражным» замерам результат и того больше – 163,8 децибел на частоте 37 Гц.
На работу оборудования влияют множество внешних факторов. Соревнования проводятся на открытом воздухе в теплое время года – весной, летом, осенью, при разных погодных условиях. Температура воздуха, атмосферное давление, влажность – все это отражается на выступлении участников. «Солнышко, жарко, виброизоляция плывет - результат получается меньше, - говорит наш герой. - Дождик, холодно – опять все по-другому. Поэтому на соревнования я беру с собой датчик, уезжаю в конец площадки, «пристреливаюсь», прогоняю все частоты, смотрю, где результат лучше, и только после этого выезжаю на замер».
Автомобиль для спортсменов автозвука - материал расходный, о его порче никто сильно не беспокоится. А вот звуковое оснащение дорого по всем параметрам. Но иногда и им приходится жертвовать ради высокого результата. «Можно выехать на замер, забрать первое место, но «положить железо» (сжечь оборудование – ред.), - говорит Алексей. - Так было у меня в 2021 году. Я понимал, что могу взять третье место, бронзового чемпиона России, и «валил в шишку» (сделал громкость на максимум – ред.). В результате у меня сгорел усилитель, но третье место я взял. В другой раз попросил усилитель у друга, чтобы съездить на финал. Он проходил на аэродроме в Мячково. Я, как обычно, посмотрел сначала все замеры, кто как «отстрелял» (выступил – ред.). И когда понял, что на первое место не тяну, а на второе можно крутить не напрягаясь, не стал выдавать максимум и спокойно забрал второе место, сохранив акустику».
Опыт и мастерство, накопленные Алексеем за годы занятий любимым делом, оценил один из производителей автозвука. Сегодня молодой человек помогает этой фирме в разработках акустики, сабвуферов и усилителей, тестирует новые разработки. «Они присылают мне новинки, и я определяю, в чем их плюсы и минусы», - говорит молодой человек.
Увлечение автозвуком иногда сравнивают с легкой формой аудиофилии. Но как бы там ни было, ничего плохого это «заболевание» своему обладателю не приносит. Напротив, здорово тренирует мозг, учит работать руками, заставляет верить в собственные силы и двигаться вперед к заветной цели. По-моему, это как раз то, что сейчас нужно молодому поколению.
Справочно
2019 год – «Russian Bass Restart» (Нижний Новгород) - четвертое место, «Ultimate Sound Destruction» (Орел) - первое место. Open Fest «Без предела» (Луховицы) третье место. Sound store 50 (Егорьевск) второе место.
2020 год – был ковид, соревнования практически не проводились. А если и были, то проходили в отдаленных городах и не совпадали с графиком работы Алексея.
2021 год – из-за технических неполадок во время подготовки (сгорел усилитель и был починен только к концу сезона) был завоеван всего один кубок на финале «SPL Битва за МСК» - бронза России.
2022 год - «ЖИФЕСТ-2022» (Мячково) – второе место, «Ultimate Sound Destruction» (Липецк) - первое место, «NOISY FEST» (Ярославль) - первое место. И финал Чемпионата России «Даёшь звук в Мячково - второе место, вице-чемпион России. |
|