100-летний юбилей пожарной части пос. Шатурторф


 

   
 
     

    

   История. Первые пожарные на Шатуре
   О создании первой пожарной части на Шатурском строительстве мы узнали из сохранившихся в нашем школьном музее газеты «Шатурский Трудовой бюллетень» (№ 13 от 15 ноября 1921 года) В статье «Организация пожарной команды» пишется, что в начале1919 года Управление Шатурстроя запросило из Москвы, у Всероссийского Профессионального Союза пожарных прислать специалистов для организации пожарного дела на Шатуре.
   Требуемые специалисты – один брандмейстер и 12 пожарных, прибыли к нам 6 – го марта 1919 года. Эту дату и можно считать датой возникновения пожарной части поселка Шатурторф.
   В это время шла гражданская война, поэтому оборудования для тушения пожаров было немного: «…Всего 2 пожарные машины (насосы) и часть негодного выкидного рукава, которые к работе были негодны» (ШТБ). Пришлось много времени уделить ремонту. Не было и помещения пожарной части, инвентарь хранили в жилых помещениях и мастерских. Но уже в мае того же года на участках строительства было построено 4 будки, где и помещался теперь весь пожарный инструмент. Штат команды был увеличен до 19 человек (ШТБ)
   С 1 сентября 1919 года число пожарных выросло до 25 человек, часть команды была переброшена на Черное Озеро и 3-й участок (ШТБ). В 1920 году была оборудована специальная пожарная платформа с баками для воды и пожарными рукавами, на ней были установлены два насоса. Передвигался поезд по узкоколейным линиям, выезжая на места возникновения возгораний. Зимой 1920-21 годов было построено пожарное депо, здесь размещались уже 2 платформы с водоналивными емкостями и 4-мя насосами, оснащенные узкоколейными паровозами. Кроме этого, было построено дежурное помещение, в котором постоянно находились дежурный и боевая смена, и наблюдательная вышка.
   Для борьбы с пожарами в это же время был проведен водопровод, пробурены артезианские скважины, по Строительству расставлены наземные чаны емкостью 2500-3000 литров, на Черном Озере вырыто два пожарных водоема, на 3-м участке выкопано 6 колодцев и 2 пруда.
В 1921 году штат команды был доведен до 44 человек: на Центральном участке (Шатурторф) 28 человек, на Черном Озере (Шатура) 14 человек, на 3-м участке 2 человека. Выросло и количество пожарного инвентаря: «… 12 насосов, 6 тысяч аршин выкидного рукава, одна французская раздвижная лестница и одна французская и штурмовка» (ШТБ) Команда обслуживала Шатурское Строительство и прилегающие леса, деревни и села.
В Шатурском Трудовом бюллетене так же сообщается о начале создания добровольных пожарных дружин, в частности, в селе Петровском. В случае возникновения масштабных пожаров привлекались к тушению рабочие торфопредприятия и крестьяне.
   Развитие пожарного дела
   Улучшение экономического положения в стране, а также богатый опыт, полученный при тушении пожаров на торфоразработках, привели к дальнейшему развитию пожарного дела. Если раньше часть базировалась на железнодорожном транспорте, то в 40- е годы, наряду с ним, появляются первые пожарные автомобили, полуторки, специально оборудованные для тушения возгораний.
   Сама пожарная часть переезжает в здание конторы торфопредприятия. На некоторых поселках, в частности на 18-м, были свои пожарные подразделения. К сожалению, более подробных сведений о работе пожарных в это время нам найти не удалось.
В 60-70-е годы была создана разветвленная и хорошо отлаженная система пожаротушения: на каждом участке торфодобычи круглосуточно дежурили пожарные. Оборудование – транспорт, при каждом транспорте – насос и специальные рукава для тушения возможного очага пожара. В случае возникновения очага возгорания воду брали из близлежащих канав.
   На центральном участке (в поселке) на дежурстве находились пожарные машины: газ 53(1шт), ЗИЛ 130(1 шт.), студебеккер (1 шт.), а также патрульная машина ГАЗ - 66, оборудованная насосом и шлангами.
   На каждом поселке были сооружены вышки высотой 20-25 метров для наблюдения за пожарной обстановкой. На каждой вышке, в обязательном порядке были бинокль и телефон для связи. В случае обнаружения возгорания следовал звонок и выезжала бригада.
   Если происходил пожар на большой площади, работы по добыче торфа прекращались, трактора возвращались в гараж, на них устанавливались помпы, и они участвовали в тушении пожара. На торфопредприятии в постоянной готовности было 30 комплектов для тракторов (шланги и насосы).
Строго соблюдалась и профилактика возможных пожаров. Так, в сухую и ветреную погоду запрещалось хождение по картам, категорически запрещалось курение и разведение костров. На каждом предприятии составлялся план пожаротушения и т. д.
   Численность пожарной команды Шатурторфа (вместе с поселками) составляла 35 человек. Дежурили сутки через трое. В 70-е годы начальником пожарной части был Телегин Николай Филатович. Пожарная часть с конца 60-х годов располагалась в отдельном здании, рядом с механическими мастерскими. Эти сведения получены от Болдышева В.В., руководителя торфопредприятия (пожарная часть находилась в его подчинении).
   Пожарная часть поселка сегодня
   В 1993 году, в связи с прекращением деятельности торфопредприятия, пожарная часть поселка была переведена в подчинение МЧС России. С 2007 года часть в подчинении у Государственного казенного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба». За последние годы пожарная часть обновилась полностью – поступила новая техника, в 2017 году для нее было построено специальное здание. 1 сентября 2017 года состоялось его торжественное открытие.
   На сегодняшний день в части работает 32 человека под руководством молодого и амбициозного начальника Алексея Кабанова: «У нас отличный коллектив, на 50 % состоящий из молодых специалистов, которые работают под чутким наблюдением опытных пожарных. Многие работники нашей части награждены грамотами губернатора Московской области, а двое из них – государственными наградами. Так, один из сотрудников, Вячеслав Романов награжден Орденом Мужества, а Потапова Марина Анатольевна, возглавлявшая пожарную часть с 2000 года по 2017 год, – четырьмя медалями и Орденом Чести 2-й степени».
   В распоряжении пожарных имеется два новых специальных автомобиля – Урал и КАМАЗ, оборудованных всем необходимым для тушения пожаров и такое большое количество снаряжения, что только перечисление его заняло бы несколько страниц нашей работы. По словам пожарных, никогда, за все время своего существования, часть не была оснащена лучше. Отдельного слова стоит и само здание. Здесь есть, и комната отдыха для сотрудников и уютная столовая, и небольшой спортивный зал, и все необходимые для тренировок тренажеры. Чтобы стать пожарным сегодня, нужно много знать и уметь, быть в хорошей физической форме. Пожарные всегда готовы прийти на помощь – потушить пожар, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, вытащить человека из покореженного после аварии автомобиля.

   Авторы:
   Шведов Г., Стулов Д., Нестерчук А., Назаров К.

Фото: из архивов ПЧ

 
 
 
 
 
Материалы подготовлены отделом организации работы со СМИ ГКУ МО "Мособлпожспас"

 
 

вверх